Обеспечение устойчивого развития поселений и городских округов на основе территориального планирования и градостроительного зонирования 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГлавнаяБлогСтатьи в журналах и сборниках → Обеспечение устойчивого развития поселений и городских округов на основе территориального планирования и градостроительного зонирования

Обеспечение устойчивого развития поселений и городских округов на основе территориального планирования и градостроительного зонирования


Обеспечение устойчивого развития поселений и городских округов на основе территориального планирования и градостроительного зонирования

Запомнить эту страницу:

Как отмечает С.А. Боголюбов, города и населенные пункты являются основными местами проживания граждан РФ, призванными создавать каждому благоприятную окружающую среду и иные условия, необходимые для процветания качества жизни. Набор средств, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предусматривается в институтах и нормах градостроительного и экологического законодательства[1]. При этом Ю.Г. Жариков акцентирует внимание на том, что строительство - это далеко не безобидная хозяйственная деятельность, как для окружающей стройку природы, так и для культурного ландшафта в городе, его эстетики[2]. В приведенном контексте особую значимость приобретает обеспечение благоприятного состояния окружающей среды при осуществлении градостроительной деятельности.

В числе принципов законодательства о градостроительной деятельности предусматривается обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации[3] (далее – ГрК РФ)). В этой связи важно определить, как именно указанные виды градостроительной деятельности способствуют обеспечению устойчивого развития территорий.

В градостроительном законодательстве под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

Документами территориального планирования поселений и городских округов являются генеральные планы. Документами градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки. В генеральном плане и правилах землепользования и застройки определяются различные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные и иные. Для обеспечения устойчивого развития территорий важное значение имеет гармоничное и сбалансированное сочетание указанных зон. От этого во многом будет зависеть состояние окружающей среды, а также развитие промышленности, сельского хозяйства, социальной и транспортной инфраструктур в соответствующем муниципальном образовании. Установление границ, правового режима и функционального назначения каждой зоны должно иметь научное обоснование.

Чтобы определить соотношение генерального плана и правил землепользования и застройки следует исходить из целей, для достижения которых готовятся соответствующие документы. Генеральный план представляет собой план развития территорий на долгосрочную перспективу. В документах территориального планирования фиксируются ключевые цели, к которым следует прийти в контексте развития территорий. Подготовка указанных документов способствует формированию комплексного и прогнозируемого процесса развития территорий.

Документы градостроительного зонирования определяют правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства на данный момент. При этом, по мнению Н.В. Кичигина, хотя основной задачей правил землепользования и застройки является регламентация застройки, тем не менее, в них заложен значительный природоохранный потенциал[4].

В документах градостроительного зонирования определяются территориальные зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом устанавливаются виды разрешенного использования, предельные параметры допустимого использования, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах соответствующих территориальных зон (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ). В этой связи градостроительное зонирование можно рассматривать в качестве способа определения правового режима земельных участков и объектов капитального строительства.

Документы градостроительного зонирования должны способствовать реализации тех целей, которые определены документами территориального планирования. Указанный вывод во многом подтверждается положением ГрК РФ, согласно которому орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие генеральному плану и в случае обнаружения несоответствия направляет такой проект в комиссию на доработку (части 9 и 10 статьи 31 ГрК РФ). Представляется, что научно обоснованное соотношение генеральных планов и правил землепользования и застройки будет способствовать обеспечению устойчивого развития территорий.

В целях обеспечения устойчивого развития территорий следует также определить соотношение зонирования территорий с другими способами определения правового режима земель. Очень важно понимать, что институты территориального планирования и градостроительного зонирования находятся во взаимосвязи с другими правовыми институтами, в том числе, с институтом деления земель на категории по целевому назначению.

Институт деления земель на категории устанавливает наиболее общий правовой режим земель, тогда как в рамках правил землепользования и застройки обеспечивается уточнение соответствующего правового режима. Например, при осуществлении градостроительного зонирования в отношении земель населенных пунктов определяется какая конкретно застройка и какое конкретно развитие может осуществляться в границах определенных территориальных зон.

В документах территориального планирования и градостроительного зонирования отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Эти зоны также определяют правовой режим земельных участков и объектов капитального строительства в части установления дополнительных ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства[5].

На практике иногда возникают коллизии правовых режимов зон, определенных при осуществлении отдельных видов зонирования территорий, и зон с особыми условиями использования территорий. Например, действие санитарно-защитной зоны, установленной для промышленного объекта, пересекается с частью жилой территориальной зоны. Представляется, что при решении соответствующей коллизии приоритет следует отдавать правовому режиму зоны с особыми условиями использования территорий. Данный вывод объясняется тем, что иной подход может повлечь за собой причинение вреда здоровью населения (например, в случае строительства жилья в санитарно-защитных зонах), или причинение вреда объекту установления такой зоны (например, в случае захоронения отходов в границах водоохранной зоны).

Генеральные планы и правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами и подлежат официальному опубликованию. По проектам указанных документов предусмотрено обязательное проведение публичных слушаний. Участники публичных слушаний вправе представить свои замечания и предложения, подлежащие обязательному учету при утверждении соответствующих документов, и влиять таким образом на определение правового режима земельных участков и объектов капитального строительства. Это также является важным фактором обеспечения устойчивого развития территорий.

С учетом изложенного можно отметить, что подготовка генеральных планов и правил землепользования и застройки имеет важное значение для обеспечения устойчивого развития территорий. Однако не менее важное значение имеет качество подготовки указанных документов, научная обоснованность таких документов, а также вовлечение населения в процесс подготовки и обсуждения соответствующих документов.


[1] Боголюбов С.А. Соотношение градостроительного и экологического законодательства // Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Л. Мининой. М., 2013. С. 10.

[2] Жариков Ю.Г. Необходимость соблюдения экологических требований при строительстве в городах и других населенных пунктах // Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Л. Мининой. М., 2013. С. 17.

[3] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16.

[4] Кичигин Н.В. Природоохранный потенциал инструментов градостроительной деятельности // Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Л. Мининой. М., 2013. С. 22.

[5] Подр. см.: Золотова О.А. Правовой режим земель охранных зон: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013.

Категория: Статьи в журналах и сборниках
Автор: Алексей Борисов
Источник: Эколого-правовое обеспечение устойчивого развития регионов России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 19 марта 2015 г. / Сост. и отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.Р. Камынина, М.В. Пономарев. М., 2015. С. 15 - 18.
Дата публикации: 19 марта 2015 г.

Благодарю Вас за то, что прочитали этот пост. Надеюсь, что он оказался Вам полезеным. Чтобы получать актуальную информацию в сфере законодательства о недвижимости, рекомендую Вам подписаться на рассылку.