Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и экономического развития на муниципальном уровне 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГлавнаяБлогСтатьи в журналах и сборниках → Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и экономического развития на муниципальном уровне

Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и экономического развития на муниципальном уровне


Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и экономического развития на муниципальном уровне

Запомнить эту страницу:

В перечне основных принципов законодательства о градостроительной деятельности предусматривается обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)). Тогда как под устойчивым развитием территорий в градостроительном законодательстве понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

Приведенное определение применяется для целей законодательства о градостроительной деятельности и в нем четко прослеживаются природоохранный, экономический и социальный аспекты. Это позволяет сделать вывод о том, что данное определение схоже с пониманием устойчивого развития территорий в национальном законодательстве[1]и международном праве[2].

Как отмечает С.А. Боголюбов, города и населенные пункты являются основными местами проживания граждан РФ, призванными создавать каждому благоприятную окружающую среду и иные условия, необходимые для процветания качества жизни. Набор средств, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предусматривается в институтах и нормах градостроительного и экологического законодательства[3]. При этом Ю.Г. Жариков акцентирует внимание на том, что строительство - это далеко не безобидная хозяйственная деятельность, как для окружающей стройку природы, так и для культурного ландшафта в городе, его эстетики[4]. В приведенном контексте особую значимость приобретает обеспечение благоприятного состояния окружающей среды при осуществлении градостроительной деятельности.

При этом важно отметить, что в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 № 468-О, отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации[5], - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры[6].

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ). Генеральный план, являясь документом территориального планирования поселений и городских округов призван отразить план развития территории муниципального образования на долгосрочную перспективу[7].

Тогда как основной задачей правил землепользования и застройки (документа градостроительного зонирования) является определение правового режима земельных участков и объектов капитального строительства[8]. Как отмечает Н.В. Кичигин, хотя основной задачей правил землепользования и застройки является регламентация застройки, тем не менее, в них заложен значительный природоохранный потенциал[9]. Представляется, что данное утверждение верно также в отношении генерального плана, в котором также заложен значительный природоохранный потенциал. По мнению Е.А. Галиновской, зонирование земель, а также установление категорий земель и разрешенного использования обусловлены объективной необходимостью обеспечения ограниченными земельными ресурсами всех основных общественных потребностей и интересов в использовании земли[10].

В этой связи представляется, что основными документами органов местного самоуправления, направленными на сбалансированное развитие поселений и городских округов являются генеральный план (документ территориального планирования) и правила землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования).

При этом важно учесть, что градостроительные регламенты правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; а также 2) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (часть 2 статьи 36 ГрК РФ). Таким образом, ПЗЗ определяют правовой режим земель не абстрактно, а с привязкой к: 1) фактическому землепользованию; и 2) определенному в генеральном плане перспективному развитию территории.

Следует также отметить, что согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. При этом орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки (документа градостроительного зонирования, определяющего правовой режим земель) на соответствие документам территориального планирования и в случае обнаружения несоответствия, направляет на доработку проект правил землепользования и застройки (часть 9 статьи 31 ГрК РФ).

С учетом приведенных положений градостроительного законодательства представляется обоснованной позиция Н.В. Кичигина о том, что сами функциональные зоны не устанавливают правовой режим земельных участков, однако функциональные зоны косвенно определяют правовой режим земель и земельных участков посредством детализации в территориальных зонах, устанавливаемых в правилах землепользования и застройки. Территориальные зоны правил землепользования и застройки должны соответствовать функциональным зонам генеральных планов. Таким образом, выстраиваются соотношение и взаимосвязь между генеральным планом и правилами землепользования и застройки, а также преемственность указанных документов градостроительного регулирования[11].

При этом статьей 36 ГрК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Реконструкция указанных объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Схожие положения предусмотрены пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Приведенные положения законодательства защищают фактически сложившееся землепользование.

Генеральный план и правила землепользования и застройки содержат текстовые и графические части[12]. В графических частях (картах) отображаются границы зон: жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных и иных. Текстовая часть генерального плана (положение о территориальном планировании) включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

Тогда как текстовая часть ПЗЗ (градостроительный регламент) представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).

Генеральные планы и правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами и подлежат официальному опубликованию. По проектам указанных документов предусмотрено обязательное проведение публичных слушаний[13]. Участники публичных слушаний вправе представить свои замечания и предложения, подлежащие обязательному учету при утверждении соответствующих документов[14], и влиять таким образом на определение правового режима земель.

В этой связи можно отметить, что население способно принимать участие в определении правового режима земель и планируемого развития территории муниципального образования через процедуру публичных слушаний по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки. Представляется, что активное участие населения на наиболее ранних стадиях подготовки указанных документов также будет способствовать обеспечению устойчивого развития территорий.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и экономического развития на муниципальном уровне возможно посредством: сбалансированного, гармоничного и научно обоснованного сочетания различных видов зон в генеральных планах и ПЗЗ, привлечения различных специалистов к этой работе, а также активного вовлечения населения в процесс подготовки соответствующих документов.


[1]«Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей»(Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждена указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572). В числе основных принципов охраны окружающей среды предусматривается научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133).

[2]Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml).

[3]Боголюбов С.А. Соотношение градостроительного и экологического законодательства // Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Л. Мининой. М., 2013. С. 10.

[4]Жариков Ю.Г. Необходимость соблюдения экологических требований при строительстве в городах и других населенных пунктах // Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Л. Мининой. М., 2013. С. 17.

[5]Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[6]Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 № 468-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 2.

[7]«территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения»(пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).«Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.»(пункт 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

[8]«6) градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;»(пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

[9]Кичигин Н.В. Природоохранный потенциал инструментов градостроительной деятельности // Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Л. Мининой. М., 2013. С. 22.

[10]Галиновская Е.А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление: монография. М., 2015.

[11]Кичигин Н.В. Актуальные проблемы применения генеральных планов и правил землепользования и застройки // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 2.

[12]«Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа»(часть 3 статьи 23 ГрК РФ).«Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты»(часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

[13]«Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц»(часть 3 статьи 24 ГрК РФ).«Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц»(часть 3 статьи 31 ГрК РФ).

[14]«Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением»(часть 13 статьи 24 ГрК РФ).«После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний»(часть 15 статьи 31 ГрК РФ).

Категория: Статьи в журналах и сборниках
Автор: Алексей Борисов
Источник: Тезисы выступления на Братусевских чтениях ИЗиСП, октябрь 2015
Дата публикации: 21 ноября 2015 г.

Благодарю Вас за то, что прочитали этот пост. Надеюсь, что он оказался Вам полезеным. Чтобы получать актуальную информацию в сфере законодательства о недвижимости, рекомендую Вам подписаться на рассылку.