Алексей Борисов

Система экологического права

/

Система экологического права

Согласно общей теории права, система права – это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) права, выраженное в объединении составляющих его норм права[1] в институты[2], подотрасли[3] и отрасли права[4] (Лазарев В.В., Липень С.В. Указ соч. С. 221.). Под системой понимается упорядочение чего-либо на основании определенных классификационных критериев. Системность – неотъемлемый элемент любой отрасли права, в том числе и экологического[5]. Система экологического права, по мнению С.А. Боголюбова, представляет собой объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее подразделение, раздел национального права, заключающееся в объединении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права[6]. Тогда как М.М. Бринчук, под системой экологического права понимает структуру основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм[7].

Широкий подход к пониманию экологического права позволяет выделить в структуре отрасли экологического права природоохранное право, природоресурсное право и экологизированные нормы других отраслей права[8]. Природоресурсное право регулирует отдельные части природного дома; оно призвано обеспечить охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – прежде всего земли, а также недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха[9]. При этом, отрасли природоресурсного права становятся подотраслями экологического права, его составными частями[10]. Таким образом, природоресурсное право регулирует общественные отношения по поводу охраны и рационального использования отдельных природных ресурсов (компонентов природной среды).

Появление природоохранного права обусловлено тем, что со временем, во второй половине XX в., стали ясны неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода. Невозобновляемость многих природных ресурсов, их связанность между собой обусловили необходимость абстрагирования от каждого из них, перехода к более общему явлению и феномену – окружающей среде. Неминуемым стало обобщение и включение регулирования общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов в регулирование охраны всей окружающей среды[11]. Таким образом, природоохранное право регулирует общественные отношения по поводу охраны всей окружающей среды.

Третью часть экологического права составляют нормы других отраслей права, которые также в определенной степени работают на регулирование экологических отношений. Трудно найти отрасль права и законодательства, которая в той или иной мере не обслуживала бы экологическое право или не зависела бы от него. Это конституционная, гражданская, финансовая (налоговая, бюджетная), административная, трудовая, уголовная и иные отрасли российского права[12].

Таким образом, экологизированные нормы других отраслей права – это нормы различных отраслей права (не являющиеся нормами экологического права), которые регулируют общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (компонентов природной среды).

Например, главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливается ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования[13]. В главе 26 Уголовного кодексе Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за экологические преступления[14].

Составные части каждой отрасли национального права именуются правовыми институтами, в которые входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством, например, правовая охрана земли, особо охраняемые природные территории, нормирования хозяйственной деятельности[15].

В общей теории права наряду с правовыми институтами выделяются также субинституты. Например, по мнению С.С. Алексеева, субинституты – это органические образования относительно самостоятельного характера, формирующиеся внутри институтов[16]. В качестве субинститутов экологического права можно рассматривать, например, добровольное и обязательное экологическое страхование, являющиеся органическими образованиями относительно самостоятельного характера, формирующиеся внутри института экологического страхования.

Систему отрасли экологического права не следует отождествлять с системой соответствующей учебной дисциплины. Система экологического права как учебной дисциплины строится на базе ГОСТа[17], которым установлены требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 «Юриспруденция». Указанный перечень, в том числе, включает основные разделы дисциплины «экологическое право»[18]. Эти разделы, как представляется, должен включать любой учебник по экологическому праву.

Необходимость включения соответствующих разделов в учебник не мешает авторам учебной литературы по-своему структурировать, соответствующий материал. Наряду с обязательными, предусмотренными ГОСТом положениями включать в свои книги также дополнительные части. В этой связи структура учебников по экологическому праву нередко отличается.

Однако эта литература, как правило, включает общую, особенную и специальную части. Такая структура представляется обоснованной, поскольку позволяет сформировать целостное представление об экологическом праве посредством последовательного перехода от общих вопросов специальным.

В общей части учебников по экологическому праву обычно рассматриваются конкретные институты отрасли экологического права: экологическое нормирование, экологическое лицензирование, экологический аудит. Важными вопросами общей части экологического права также являются рассмотрение предмета, методов, системы и других, по большей части, базовых положений экологического права. В общей части также нередко рассматриваются вопросы юридической ответственности за экологические правонарушения. В особенной части экологического права нередко рассматриваются вопросы правового режима природных ресурсов (компонентов природной среды). Например, правовой режим земель, недр, вод и др. Специальная часть экологического права может включать вопросы международно-правового механизма охраны окружающей среды, охраны озера Байкал и другие.


[1] «Норма права - это установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе» (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 201).

[2] «Правовой институт - это совокупность правовых норм, составляющих часть отрасли права, регулирующих вид или определенную сторону однородных общественных отношений» (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 221).

[3] «Подотрасль права - это обособленная часть отрасли права, которая регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права» (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 221).

[4] «Отрасль права - это совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права, регулирующую качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом» (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 220).

[5] Винокуров А.Ю. Экологическое право: конспект лекций. М., 2008. С. 32.

[6] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 32 – 33.

[7] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 75.

[8] Подр. см. Боголюбов С.А. О возможностях экологического права // Журнал российского права. 2000. № 11; Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 13.

[9] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 14.

[10] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 31.

[11] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 30 – 31.

[12] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 15.

[13] Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.) установлена ответственность за: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (статья 8.1); несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (статья 8.2); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (статья 8.3); нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5); порчу земель (статья 8.6); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8); нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (статья 8.9); нарушение требований по рациональному использованию недр (статья 8.10); нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (статья 8.11); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (статья 8.12); несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (статья 8.12.1); нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13); нарушение правил водопользования (статья 8.14); нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15); невыполнение правил ведения судовых документов (статья 8.16); нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии (статья 8.17); нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 8.18); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 8.19); незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 8.20); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21); выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.22); эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (статья 8.24); нарушение правил использования лесов (статья 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26); нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (статья 8.27); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28); нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (статья 8.28.1); уничтожение мест обитания животных (статья 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (статья 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32); нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.33); нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (статья 8.34); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (статья 8.35); нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.36); нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства (статья 8.37); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38); нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 8.39); нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы (статья 8.40); невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41); нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статья 8.42); нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления (статья 8.43); нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления (статья 8.44); невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (статья 8.45); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (статья 8.46).

[14] Главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954) установлена ответственность за: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (статья 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (статья 249); загрязнение вод (статья 250); загрязнение атмосферы (статья 251); загрязнение морской среды (статья 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 253); порчу земли (статья 254); нарушение правил охраны и использования недр (статья 255); незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (статья 256); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 257); незаконную охоту (статья 258); незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (статья 258.1); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (статья 259); незаконная рубка лесных насаждений (статья 260); уничтожение или повреждение лесных насаждений (статья 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (статья 262).

[15] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 33.

[16] Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Том 2: Специальные вопросы правоведения (Структура советского права). М., 2010. С. 131.

[17] «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация - юрист. Регистрационный № 260гум/сп» (утвержден Минобразованием России 27.03.2000) // СПС «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=339331

[18] «Предмет и система экологического права; объекты экологических отношений: история правового регулирования экологических отношений; становление и основные этапы развития

экологического права; нормы экологического права и экологические правоотношения; источники экологического права; и право собственности на природные ресурсы; правовые формы использования природных ресурсов; правовая охрана природных объектов; организационный механизм охраны окружающей природной среды; экономические механизмы охраны окружающей природной среды; ответственность за экологические правонарушения; правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением; экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов; экологические требования при эксплуатации объектов; правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов; правовой режим природно-заповедного фонда; правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон; правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия; международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды; правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах» («Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация - юрист. Регистрационный № 260гум/сп» (утвержден Минобразованием России 27.03.2000).

Оглавление

Просмотров: 384