Алексей Борисов

Правовое регулирование экологического контроля

/

Правовое регулирование экологического контроля

Правовым проблемам экологического контроля уделяется значительное внимание в научной литературе[1]. Как отмечает Н.В. Кичигин, недостаточно установить экологические требования, экологические нормативы, необходимо обеспечить их неукоснительное соблюдение, привлечение нарушителей к ответственности, возмещение причиненного вреда окружающей среде. Эти задачи выполняет такой инструмент административного механизма охраны окружающей среды, как экологический контроль[2].

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Содержание понятия «экологический контроль» раскрывается также в эколого-правовой литературе. Например. А.К. Голиченков под экологическим контролем понимает контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды[3]. По мнению М.М. Бринчука, экологический контроль представляет собой деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства[4]. При этом Н.В. Кичигин отмечает, что экологический контроль в законодательстве понимается в двух смыслах: в узком смысле, как контроль за деятельностью субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и в широком, как контроль в области охраны окружающей среды, включая контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов[5].

По мнению А.К. Голиченкова, в основе концепции экологического контроля лежит понимание его как функции, гарантии и правовой формы экологической деятельности. Экологический контроль как функция управления экологической деятельностью представляет собой систему действий по сбору информации о подконтрольных объектах, ее обработке, оценке и передаче для принятия управленческих решений в заранее определенных целях. Экологический контроль как гарантия экологической деятельности является способом обеспечения реализации всех других функций экологического управления, элементом экономического механизма решения экологических проблем, а издаваемые для или в процессе его осуществления акты применения права - элементом правового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды. Экологический контроль как правовая форма экологической деятельности представляет собой систему действий по обеспечению соблюдения законодательства об экологической безопасности, об охране окружающей природной среды, об использовании природных ресурсов, применению предусмотренных им мер государственного принуждения, а также формирования адекватного происходящим в этой области изменениям нового законодательства, в том числе путем прямого контроля, экспертизы законопроектов[6].

Главой XI Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривается осуществление государственного экологического надзора, производственного экологического контроля и общественного экологического контроля. Ранее существовал еще муниципальный экологический контроль, который был упразднен 2008 году[7]. По мнению С.А. Боголюбова, развитие малого и среднего бизнеса предполагает восстановление муниципального экологического контроля. Введенный Федеральным законом «Об охране окружающей среды» муниципальный контроль охраны окружающей среды показал в ряде городов и иных муниципальных образований свою силу[8].

Важное значение имеет разграничение понятий «контроль» и «надзор». Как отмечает Н.В. Кичигин, в юридической литературе разграничению понятий «контроль» и «надзор» уделялось значительное внимание. Согласно традиционной трактовке контроля и надзора, надзор есть разновидность контроля, только без вмешательства в оперативную деятельность хозяйствующего субъекта. Однако сейчас получает распространение взгляд на контроль и надзор как на самостоятельные формы деятельности, построенные на разных принципах[9].


[1] См., например, Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1992.; Кичигин Н.В. Правовые проблемы муниципального экологического контроля: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.; Кичигин Н.В. Правовые проблемы публичного экологического контроля (надзора): монография. М. 2012.

[2] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 85.

[3] Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1992.

[4] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 353.

[5] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 149.

[6] Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1992.

[7] См. Федеральный закон от 24.06.2008 № 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2008. № 26. Ст. 3012.

[8] Боголюбов С.А. Экономико-правовые проблемы охраны окружающей среды // Законодательство и экономика. 2009. № 7.

[9] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 151.

Оглавление

Просмотров: 357