Алексей Борисов

Правовой режим недр

/

Правовой режим недр

Как отмечает С.А. Боголюбов, после земли ее недра являются следующим объектом окружающей среды, подлежащим правовой охране. В отличие от большинства других источников энергии (ветровой, солнечной, атомной, приливной и др.) минеральные ресурсы – нефть, уголь, газ, будучи потребленными, не являются возобновляемыми, вследствие чего обеспечение прав на них, их рациональное использование, их охрана постоянно актуализируются на международном и национальных уровнях[1].

Отечественная минерально-сырьевая база включает практически все виды полезных ископаемых. В недрах России разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов полезных ископаемых[2]. Геополитическое положение и роль России в мировом сообществе, ее социально-экономическое развитие в настоящее время и в обозримой перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования[3]. По мнению Н.И. Хлуденёвой, ежегодное увеличение разработки ценнейших месторождений нефти и газа повышает эффективность решения социально-экономических задач, стоящих перед нашим государством[4].

Согласно Конституции Российской Федерации, законодательство о недрах[5], а также вопросы владения, пользования и распоряжения недрами[6] находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Приведенные положения Конституции Российской Федерации уточняются в Законе Российской Федерации «О недрах» согласно которому, законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Закона Российской Федерации «О недрах»).

Наряду с Законом Российской Федерации «О недрах», к основным федеральным законам, определяющим правовой режим вод можно отнести: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (который определяет правовой режим всех компонентов природной среды, в том числе недр); Федеральный «О соглашениях о разделе продукции»[7]; Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»; Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[8],

Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра являются компонентами природной среды[9] и объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности[10]. Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа (часть 1 статьи 2 Закона Российской Федерации «О недрах»).

Судебная практика

Осуществление на основании лицензии на право пользования недрами деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых, ведущей к нарушению правового режима земельного участка, не допускается до перевода такого участка в категорию земель, позволяющую производить добычу полезных ископаемых.

Прокурор обратился с иском о запрете деятельности по добыче суглинков на земельном участке сельскохозяйственного назначения.

Судом установлено, что лицом, основным видом деятельности которого является производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины, ведется добыча суглинков на земельном участке сельскохозяйственного назначения. Пользование недрами осуществляется на основании лицензии с целевым назначением и видами работ - разведка месторождения с одновременной добычей кирпичных суглинков.

Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены, лицу запрещено осуществлять деятельность по добыче кирпичных суглинков на земельных участках сельскохозяйственного назначения до перевода земельных участков в категорию земель, позволяющую производить добычу полезных ископаемых.

Судом апелляционной инстанции решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

Оставляя в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал следующее.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для работ, связанных с добычей полезных ископаемых, лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен целевым назначением.

При этом само по себе наличие у общества лицензии на пользование недрами не освобождает его от обязанности соблюдения земельного законодательства и не дает права на осуществление добычи общераспространенных полезных ископаемых на земельных участках сельскохозяйственного назначения.

Отклоняя доводы ответчика об использовании добытых общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке для собственных нужд в соответствии со статьей 19 Закона о недрах, суд отметил, что под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых в целях применения указанной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, тогда как общество использует добытые им на земельном участке сельскохозяйственного назначения суглинки в производственной деятельности.

Источник: Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022)


[1] Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. М., 2010. С. 381.

[2] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» // Официальный сайт Минприроды России. С. 80 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128153.

[3] Донской С.Е., Григорьев М.Н. Задачи геологической отрасли по управлению развитием минерально-сырьевых кластеров углеводородного сырья // Нефтяное хозяйство. 2010. № 5. С. 13.

[4] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 287.

[5] Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

[6] Пункт «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

[7] Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18.

[8] Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.

[9] Абзац 4 статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

[10] Статья 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Оглавление

Просмотров: 485