Статья 18 ЗК РФ. Собственность на землю субъектов Российской Федерации


Актуальная редакция статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) с научно-практическим комментарием, подготовленным на основе анализа законодательства, судебной практики и научной литературы по состоянию на 2020 год

Комментарий

Ст. 18 ЗК РФ

1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

(абзац дополнен Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ)

2. Признан утратившим силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ.

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

(пункт 3 дополнен Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

Комментарий


Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ).

Указанным законом определено, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (преамбула Закона № 184-ФЗ). 

Согласно пункту 1 статьи 18 ЗК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 18 ЗК РФ, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Рассматривая понятие права собственности Е.В. Васьковский приводил два наиболее распространенных воззрения. По одному, право собственности представляет собой полное, неограниченное и исключительное юридическое господство лица над телесной вещью (Савиньи, Пухта, Барон, Унгер, Виндшейд, у нас Победоносцев).

По другому воззрению, право собственности нельзя назвать полным и исключительным, ибо в действительности оно всегда ограничивается законом и правами других лиц, а потому его следует определить как высшее и наиболее полное, но все-таки ограниченное юридическое господство над вещью (Гартман, Брунс, Ранда, Иеринг, Дернбург, у нас Мейер, Гамбаров)[1].

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации), провозглашено многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы (часть 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Правомочие владения - это обеспечиваемая законом возможность хозяйственного господства собственника над его имуществом[2].

Правомочие пользования представляет собой обеспечиваемую законом возможность извлекать из имущества его полезные свойства, которые в нем заложены и необходимы собственнику для удовлетворения его потребностей, чему и призвана служить собственность[3].

Правомочие распоряжения - это обеспечиваемая законом возможность определять судьбу имущества посредством совершения разного рода юридических сделок: сдавать имущество внаем, дарить, продавать и т.д[4].

 


[1] Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. [Электронный ресурс]. URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/24/page_29.html#note_295

[2] Гражданское право: учебник / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006.

[3] Гражданское право: учебник / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006.

[4] Гражданское право: учебник / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006.