Законодательство субъектов Российской Федерации, как источник экологического права

01.01.1970, 03:01

Законодательство субъектов Российской Федерации, как источник экологического права

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В свою очередь, законодательство субъектов Российской Федерации, призвано учесть и отразить специфику регулирования экологических отношений применительно к особенностям соответствующего субъекта Российской Федерации и подчас даже восполнить пробелы федерального законодательства. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в соответствии с часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство (статья 5 Конституции Российской Федерации). Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации включает конституции и уставы субъектов Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В качестве примеров конституций республик можно привести: Конституцию Республики Адыгея (принята на XIV сессии Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея 10 марта 1995 года); Конституцию Республики Алтай (Основной Закон) (принята 7 июня 1997 г.); Конституцию Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15.

В качестве примеров уставов субъектов Российской Федерации можно привести: Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС; Устав (Основной Закон) Амурской области от 13.12.1995 № 40-ОЗ; Устав Еврейской автономной области от 08.10.1997 № 40-ОЗ; Устав города Москвы (утв. Московской городской Думой 28.06.1995); Устав Ненецкого автономного округа. Принят Собранием депутатов Ненецкого автономного округа (Постановление от 11.09.1995 № 24).

Законодательство субъектов Российской Федерации мы рассмотрим на примере субъекта Российской Федерации, города федерального значения Москвы. В числе законов города Москвы можно отметить Закон г. Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»[1]; Закон г. Москвы от 06.07.2005 № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве»[2].

В качестве примеров распоряжений Мэра Москвы можно привести: Распоряжение Мэра Москвы от 22.06.1993 № 387-РМ «О ставках платы и Порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г. Москвы»[3]; Распоряжение Мэра Москвы от 23.03.1994 № 131-РМ «Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды на территории г. Москвы»[4]; Распоряжение Мэра Москвы от 15.12.1997 № 994-РМ «Об оперативном информационном взаимодействии при экологических происшествиях в г. Москве»[5].

В качестве примеров постановлений Правительства Москвы можно привести: Постановление Правительства Москвы от 24.06.2003 № 480-ПП «О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы»[6]; Постановление Правительства Москвы от 04.10.2005 № 760-ПП «Об Экологической доктрине города Москвы»[7]; Постановление Правительства Москвы от 08.05.2007 № 336-ПП «Об объектах государственной экологической экспертизы регионального уровня»[8].

Законодательство субъектов Российской Федерации в настоящее время развивается достаточно динамично. В ряде субъектов Российской Федерации экологическое законодательство кодифицировано, в частности действует Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28.10.1992 № ВС-13/28, Экологический кодекс Республики Татарстан от 15.01.2009 № ЗРТ.


[1] Закон г. Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» // Вестник Мэрии Москвы. 2001. № 43.

[2] Закон г. Москвы от 06.07.2005 № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. № 45.

[3] Распоряжение Мэра Москвы от 22.06.1993 № 387-РМ «О ставках платы и Порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории г. Москвы» // Вестник Мэрии Москвы. 1993. № 15.

[4] Распоряжение Мэра Москвы от 23.03.1994 № 131-РМ «Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды на территории г. Москвы» // Вестник Мэрии Москвы. 1994. № 8.

[5] Распоряжение Мэра Москвы от 15.12.1997 № 994-РМ «Об оперативном информационном взаимодействии при экологических происшествиях в г. Москве» // Вестник Мэрии Москвы. 1998. № 2.

[6] Постановление Правительства Москвы от 24.06.2003 № 480-ПП «О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2003. № 39.

[7] Постановление Правительства Москвы от 04.10.2005 № 760-ПП «Об Экологической доктрине города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. № 57.

[8] Постановление Правительства Москвы от 08.05.2007 № 336-ПП «Об объектах государственной экологической экспертизы регионального уровня» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 30.