Управление в области охраны окружающей среды и природопользования

01.01.1970, 03:01

Управление в области охраны окружающей среды и природопользования

Общие положения

До настоящего времени в научной литературе не сложилось единого подхода к пониманию управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Например, М.М. Бринчук под управлением природопользованием и охраной окружающей среды понимает совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства[1]. По мнению О.И. Крассова, управление в сфере охраны окружающей среды представляет собой подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, основной целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной среды, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности[2]. Тогда как М.В. Пономарев под управлением в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности понимает деятельность уполномоченных субъектов (органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических лиц) по реализации своих полномочий, прав и обязанностей в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности[3].

Дискуссионным в настоящее время является также вопрос о системе органов, осуществляющих управление в области охраны окружающей среды и природопользования. В литературе выделяются широкий и узкий подходы к системе таких органов. Представители широкого подхода включают в систему соответствующих органов управления все три ветви государственной власти (законодательную, исполнительную и судебную). Сторонники узкого подхода включают в систему органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования только органы исполнительной власти.

Например, по мнению М.М. Бринчука, определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства[4]. Схожей позиции придерживается также О.И. Крассов, который отмечает, что задачи организации управления в сфере охраны окружающей среды возлагаются на органы исполнительной власти, а не на органы законодательной или судебной власти, которые не осуществляют никаких управленческих функций[5]. Тогда как по мнению М.В. Пономарева, органы законодательной власти (представительные органы), осуществляя законодательное регулирование, все же участвуют в осуществлении государственного управления, в том числе в сфере охраны окружающей среды и природопользования[6].

Важно также определить содержание функции управления. Например, М.М. Бринчук по функцией управления понимает постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования[7]. По мнению О.Л. Дубовик, функция управления – это закрепленное в законодательных и иных нормативных правовых актах направление деятельности субъекта или группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов[8]. Тогда как О.И. Крассов рассматривает функции управления в качестве видов деятельности по специальным направлениям, имеющим особый характер и необходимые для организации эффективной охраны окружающей среды[9].

К функциям управления М.М. Бринчук относит: подзаконное нормотворчество; создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды; экологическое планирование; экологическое нормирование; экотехническая регламентация; экологическая стандартизация; оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду; экологическая экспертиза; экологическое лицензирование; экологическая сертификация; экологический аудит; экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды); учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий; экологическое воспитание и образование; проведение научных исследований по вопросам окружающей среды; экологический контроль; разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды[10].

Наряду с функциями управления в литературе выделяются также методы управления. По мнению М.В. Пономарева, успешная реализация управленческих полномочий осуществляется путем применения особых способов воздействия на поведение и деятельность управляемых, т.е. методов управления. В сфере управления охраной окружающей среды и природопользованием принято выделять следующие методы: а) административные; б) экономические; в) идеологические[11].

Важно также привести предлагаемые в литературе подходы к классификации рассматриваемых органов управления. Например, как отмечает М.М. Бринчук, государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи. По мнению О.Л. Дубовик, органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, делятся по своему статусу на общие и специальные, которые, в свою очередь, образуют две группы в зависимости от подчиненности – находящиеся в ведении Правительства РФ и министерств, по масштабам деятельности – на федеральные и территориальные (субъектов РФ)[12]. Тогда как О.И. Крассов выделяет два вида управления в сфере охраны окружающей среды: общее и специальное[13].


[1] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 182.

[2] Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М., 2008. С. 138.

[3] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 43.

[4] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 182.

[5] Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М., 2008. С. 137.

[6] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 47.

[7] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 183.

[8] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 245.

[9] Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М., 2008. С. 138.

[10] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 183.

[11] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 45 - 46.

[12] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 250.

[13] Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М., 2008. С. 139.

Органы общей компетенции

В научной литературе[1] отмечается, что систему органов общей компетенции, осуществляющих управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования, составляют: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Правительства и администрации субъектов Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации определены статьей 80 Конституции Российской Федерации. Согласно указанной статье, Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических).

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (в том числе по вопросам охраны окружающей среды и природопользования). Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (в том числе экологической политики). Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (в том числе подписывает международные договоры в сфере охраны окружающей среды и природопользования).

Полномочия Правительства Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»[2]. Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, в том числе обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии (пункт «в» части 1). Статьей 18 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» определены полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно указанной статье, Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.


[1] См., например, Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 188. Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 43.

[2] Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

Органы специальной компетенции

Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[1], установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Согласно этому Указу, министерство - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Агентство - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным. Служба - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Далее рассмотрим конкретные органы специальной компетенции, осуществляющие управление в области охраны окружающей среды и природопользования.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы[2]. Руководство деятельностью Минприроды России осуществляет Правительство Российской Федерации[3].

В ведении Минприроды России находятся: Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы); Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз); Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра); Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)[4].

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов[5].

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), осуществляет функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений[6].

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования[7].

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы[8].

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Находится в ведении Минприроды России[9].

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), осуществляет функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий; по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель; по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях[10]. Руководство деятельностью Минсельхоза России осуществляет Правительство Российской Федерации[11].

В ведении Минсельхоза России находятся: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных[12].

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), осуществляет функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов, производства и реализации рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства; по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, за обеспечением безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства; по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также в сфере производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота[13].

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации[14].

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии. Руководство деятельностью Минэкономразвития России осуществляет Правительство Российской Федерации[15].

В ведении Минэкономразвития России находятся: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[16].

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности[17].

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений[18].

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области: охраны внутренних морских вод; территориального моря Российской Федерации; исключительной экономической зоны Российской Федерации; континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов[19]. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляет Президент Российской Федерации[20].

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка[21]. Руководство деятельностью Роспотребнадзора осуществляет Правительство Российской Федерации[22].

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах[23]. Руководство деятельностью МЧС России осуществляет Президент Российской Федерации[24].

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
(Ростехрегулирование)
осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений[25]. Ростехрегулирование находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторга России)[26].


[1] Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2581.

[3] Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

[4] Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»; постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2564; постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1461.

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 5068.

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2669; постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 171 «Вопросы Федерального агентства по недропользованию» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1463.

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3262.

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3347.

[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2983.

[11] Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» // Российская газета от 15.07.2004 (№ 150). Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» // СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2979; указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.

[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008. № 437 «О Министерстве экономического развития РФ» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2867. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010. № 693 «Об отдельных полномочиях Министерства экономического развития РФ» // СЗ РФ. 2010. № 37. Ст. 4706.

[16] Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации».

[17] Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 3052.

[18] Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2721.

[19] Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.

[20] Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

[21] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.

[22] Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

[23] Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

[24] Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

[25] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2575.

[26] Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».