Правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций

01.01.1970, 03:01

Правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций

Общие положения о правовом режиме зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций

В ранее действующем Законе РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» предусматривались два вида зон: 1) зоны экологического бедствия; и 2) зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Зонами экологического бедствия, согласно указанному закону объявлялись участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (часть 1 статьи 59 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»).

Тогда как зонами чрезвычайной экологической ситуации объявлялись участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных (часть 1 статьи 58 от 19.12.1991 № 2060-1 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Как отмечает С.А. Боголюбов, с начала 1990-х годов в законодательстве присутствует такая форма организационно-правового механизма охраны окружающей среды, как объявление территории зоной экологического бедствия или зоной чрезвычайной экологической ситуации, хотя принципиальных различий между ними с самого начала в законодательстве не просматривалось[1].

Схожей позиции придерживается М.М. Бринчук, по мнению которого принципиального различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бедствия закон не установил. В том и другом случае речь шла об участках территории с деградированной окружающей средой. Но применительно к зонам чрезвычайной экологической ситуации говорилось что это участки, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде. А зоны экологического бедствия сказано – это участки, где произошли глубокие необратимые изменения природной среды.

На практике же трудно определить характер изменений: являются ли они устойчивыми или глубокими, произошли или продолжают происходить. И поэтому при всей серьезности экологической ситуации во многих регионах страны институт экологически неблагополучных территорий на практике в России не действовал. Правда, другой причиной этому, очевидно, был дефицит финансовых средств, которые требовались бы на экологическую реабилитацию деградированной территории[2].

В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусмотрена глава VIII (зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций), в которой всего одна статья (статья 57 Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций). Таким образом, зоны экологического бедствия были в прежнем законе и остались они в действующем. Тогда как зоны чрезвычайной экологической ситуации были упразднены. Указанные зоны не следует путать с зонами чрезвычайной ситуации. Если предусматриваемые раннее зоны чрезвычайной экологической ситуации устанавливались в результате длительного негативного воздействия на окружающую среду, то зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренные действующим законодательством устанавливаются в результате внезапно произошедшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера[3].

Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Особенности зон

Зоны экологического бедствия

да

да

Устанавливаются в результате длительного негативного воздействия на окружающую среду

Зоны чрезвычайных экологических ситуаций

да

нет

Зоны чрезвычайных ситуаций

нет

да

Устанавливаются в результате внезапно произошедшей чрезвычайной ситуации

Зоны экологического бедствия и чрезвычайной ситуации в научной литературе нередко обозначаются общим термином. Например, С.А. Боголюбов[4] называет такие зоны «зонами экологического неблагополучия», тогда как М.М. Бринчук в отношении указанных зон использует термин «экологически неблагополучные территории»[5].

В научной литературе предлагается совершенствование законодательства об указанных зонах. Например, А.П. Анисимов обосновал необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации и субъектов РФ о зонах экологического неблагополучия посредством внесения дополнений в ст. 7 ЗК РФ, которая должна предусматривать еще одну категорию земель в земельном фонде России - «земли экологического неблагополучия». Действующее законодательство включает в отдельную категорию земель лишь особо охраняемые территории и объекты, забывая о другой разновидности территорий с особым эколого-правовым статусом[6].

В числе основных федеральных законов, определяющих правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайной ситуации можно отнести следующие: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон «О безопасности»[7]; Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[8]; Федеральный закон «О пожарной безопасности»; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»[9]; Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Под правовым режимом экологически неблагополучной территории, М.М. Бринчук понимает совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса[10].


[1] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 382 - 383.

[2] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 576.

[3] Подробнее см.: Горбачев А.Н. Правовое регулирование оздоровления зон экологического неблагополучия: дис. ... канд. юрид. наук. М. 1999.

[4] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 382.

[5] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 560 – 590.

[6] Анисимов А.П. Теоретические основы правового режима земель поселений в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов. 2004. С. 14 – 15.

[7] Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

[8] Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

[9] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

[10] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 577.

Зоны экологического бедствия

Порядок установления зон экологического бедствия

Зоны экологического бедствия являются «другой стороной медали» особого эколого-правового статуса территорий. В отличие от «позитивного режима» ООПТ, устанавливаемого для уникальных и редких природных объектов и комплексов, нуждающихся в сохранении в естественном виде, у зон экологического бедствия «негативный» правовой режим, вызванный необходимостью скорейшего восстановления деградированных экологических систем[1].

Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия[2]. При этом, как отмечает С.А. Боголюбов, законопроект о зонах экологического бедствия подготовлен и обсуждается в Государственной Думе Федерального собрания РФ в продолжение десятка лет, но систематически получает отрицательное заключение Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в формировании государственного бюджета[3].

В настоящее время подготовлен проект федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории»[4]. В соответствии с указанным проектом мы рассмотрим: понятие «зона экологического бедствия»; порядок придания территории статуса зоны экологического бедствия; границы зоны экологического бедствия; особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны экологического бедствия; порядок снятия с территории статуса зоны экологического бедствия.

Согласно указанному проекту федерального закона, зона экологического бедствия представляет собой территорию с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате длительного и интенсивного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и которой в установленном порядке присвоен статус зоны экологического бедствия[5].

Основаниями для инициирования объявления территории зоной экологического бедствия являются: 1) неблагоприятное состояние окружающей среды, вызвавшее возникновение реальной угрозы здоровью людей, проявившееся в увеличении уровня заболеваемости населения и деградации экологических систем и соответствующее критериям экологического бедствия; а также 2) инициирование объявления территории зоной экологического бедствия производится при невозможности устранения негативных изменений без помощи со стороны государства[6].

Порядок придания территории статуса зоны экологического бедствия

Инициатор постановки вопроса о придании территории статуса зоны экологического бедствия обращается в орган местного самоуправления и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявлением о необходимости придания территории статуса зоны экологического бедствия и представляет материалы о состоянии окружающей среды и здоровья населения, подтверждающие необходимость придания территории статуса зоны экологического бедствия.

Орган местного самоуправления и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации при установлении обоснованности придания территории статуса зоны экологического бедствия подготавливает и представляет на государственную экологическую экспертизу следующие материалы: материалы, обосновывающие необходимость придания территории статуса зоны экологического бедствия, включая материалы комплексной оценки состояния окружающей среды и здоровья населения; проект федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия; материалы обсуждения с населением и общественными организациями разработанных документов.

Состав, содержание и порядок подготовки материалов, обосновывающих придание территории статуса зоны экологического бедствия, определяются Правительством Российской Федерации.

Указанные материалы, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, направляются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области экологической экспертизы, в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области разработки и реализации государственной социально - экономической политики, для рассмотрения их в установленном порядке и внесения в Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основании представленных материалов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, в срок не более трех месяцев придает указанной территории статус зоны экологического бедствия и утверждает федеральную целевую программу по выводу территории из состояния экологического бедствия или принимает решение об отказе в придании территории статуса зоны экологического бедствия.

Решение об отказе в придании территории статуса зоны экологического бедствия должно быть аргументировано и доведено до инициатора объявления территории зоной экологического бедствия, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления и может быть обжаловано в судебном порядке[7].

Границы зоны экологического бедствия

Границы зоны экологического бедствия устанавливаются по границе наименьшей административно - территориальной единицы или установленных границ хозяйственных объектов и комплексов, в пределах которых характеристики состояния окружающей среды и здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия территорий.

Границы зоны экологического бедствия устанавливается с целью организации и координации работ по выводу территории из состояния экологического бедствия и управления реализацией мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой по восстановлению окружающей среды на территории зоны экологического бедствия[8].

Особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны экологического бедствия

На территории зон экологического бедствия ограничивается, приостанавливается или запрещается хозяйственная и иная деятельность, ухудшающая состояние здоровья населения и окружающей среды, а также использование природных ресурсов.

Основанием для ограничения, приостановления или запрещения хозяйственной и иной деятельности является систематическое нарушение природоохранного законодательства, подтвержденное результатами государственного экологического контроля и экологического аудита.

На территории зоны экологического бедствия разрешается строительство новых объектов, деятельность которых обеспечит снижение загрязнения окружающей среды, а также объектов, обеспечивающих социальные потребности населения, проживающего на территории зоны.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в зонах экологического бедствия осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации в Российской Федерации.

При приватизации государственной и муниципальной собственности в зонах экологического бедствия предусматриваются условия, обеспечивающие переход к новому собственнику обязанностей по восстановлению нарушенных объектов окружающей среды и выполнение мероприятий федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия[9].

Порядок снятия с территории статуса зоны экологического бедствия

Инициаторы снятия с территории статуса зоны экологического бедствия[10] подготавливают материалы, подтверждающие выполнение федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, базирующиеся на данных государственного экологического и социально - гигиенического мониторингов, а также экологического аудита, осуществляемых в соответствии с федеральным законом «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории». Подготовленные материалы направляются федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области охраны окружающей среды, органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Состав, содержание и порядок подготовки материалов определяются Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области охраны окружающей среды, направляет представление о снятии с территории статуса зоны экологического бедствия в Правительство Российской Федерации. Решение о снятии с территории статуса зоны экологического бедствия принимает Правительство Российской Федерации[11].

При этом, как отмечает Н.В. Кичигин, до принятия федерального закона о зонах экологического бедствия критически загрязненные территории не смогут быть объявлены по этой причине зонами экологического бедствия. До настоящего момента ни одной территории в Российской Федерации официально не был присвоен указанный статус[12].

По мнению С.А. Боголюбова, не исключая из законодательства возможности объявления некоторых территорий с критическим состоянием окружающей среды зонами экологического бедствия, сохраняя эту категорию – этот институт экологического права и организационно-правового механизма охраны окружающей среды, следует переходить к заблаговременным мерам предупреждения деградации окружающей среды, которые, как правило, можно и нужно предвидеть, прогнозировать и осуществлять, причем не только на федеральном, но и на региональном, муниципальном уровнях с соответствующими экономическими, организационными и правовыми путями выхода из объявленных зон экологического неблагополучия[13].


[1] Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Экологическое право России: учебник для бакалавров. М. 2012. С. 432.

[2] Пункт 1 статьи 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

[3] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 383.

[4] Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru

[5] Абзац второй статьи 1 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[6] Статья 10 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[7] Статья 13 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[8] Статья 12 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[9] Статья 19 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[10] Инициаторами постановки вопроса о снятии с территории статуса зоны экологического бедствия могут быть: органы местного самоуправления; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и его территориальные подразделения; общественные организации (статья 13 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.)

[11] Статья 29 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[12] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 184.

[13] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 394.

Зоны чрезвычайных ситуаций

В числе основных федеральных законов, определяющих правовой режим зон чрезвычайных ситуаций можно выделить: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации[1].

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах[2].

В целях наиболее полного изучения правового режима зон чрезвычайных ситуаций мы рассмотрим: понятийный аппарат; классификацию чрезвычайных ситуаций; определение границ зон чрезвычайных ситуаций; единую государственнаую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация[3]. Чрезвычайная ситуация представляет собой обстановку на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей[4].

Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации[5].

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Постановлением Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[6] установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей[7].

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах[8].

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации[9].

Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации[10].

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: объектовый уровень реагирования; местный уровень реагирования; региональный (межмуниципальный) уровень реагирования; федеральный уровень реагирования[11].

Объектовый уровень реагирования устанавливается решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации[12].

Местный уровень реагирования устанавливается: решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения; решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района; решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа; решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга[13].

Региональный (межмуниципальный) уровень реагирования устанавливается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации[14].

Федеральный уровень реагирования устанавливается решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации[15].

Решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации сил и средств федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.*[16]

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций уполномоченный орган государственной власти, должностное лицо органа государственной власти (органа местного самоуправления), может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:[17]

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

При этом следует учитывать, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ.

Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются (статья 67 ВК РФ).


[1] Пункт 2 статьи 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

[2] Пункт 1 положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утвержден указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.)

[3] Абзац 4 статьи 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[4] Абзац 4 статьи 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[5] Статья 5 Федерального закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[6] Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 2007. № 22. Ст. 2640.

[7] Пункт 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[8] Абзац 1 статьи 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[9] Статья 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[10] Пункт 1 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[11] Пункт 3 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[12] Пункт 3 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[13] Пункт 3 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[14] Пункт 3 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[15] Пункт 3 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[16] Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

[17] Пункт 5 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».


Fatal error: Uncaught yii\web\HeadersAlreadySentException: Headers already sent in /var/www/vh386186/data/www/alexeyborisov.ru/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 430. in /var/www/vh386186/data/www/alexeyborisov.ru/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php:366 Stack trace: #0 /var/www/vh386186/data/www/alexeyborisov.ru/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php(339): yii\web\Response->sendHeaders() #1 /var/www/vh386186/data/www/alexeyborisov.ru/vendor/yiisoft/yii2/web/ErrorHandler.php(136): yii\web\Response->send() #2 /var/www/vh386186/data/www/alexeyborisov.ru/vendor/yiisoft/yii2/base/ErrorHandler.php(276): yii\web\ErrorHandler->renderException(Object(yii\base\ErrorException)) #3 [internal function]: yii\base\ErrorHandler->handleFatalError() #4 {main} thrown in /var/www/vh386186/data/www/alexeyborisov.ru/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 366