Твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) представляют собой отходы: 1) образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (такие отходы можно отнести к отходам потребления); 2) товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (такие отходы можно отнести к отходам потребления); 3) образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В приведенном определении отсутствует прямое указание на то, относятся ли данные отходы к отходам производства или к отходам потребления. Руководствуясь содержанием приведенного положения законодательства, можно сделать вывод о том, что ТКО следует относить к отходам потребления.
В письме Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО»[1] отмечается, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к ТКО:
- 7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
- 7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО;
- 7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к ТКО;
- 7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к ТКО;
- 7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к ТКО;
- 7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к ТКО;
- 7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к ТКО;
- 7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к ТКО;
- 7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к ТКО;
- 7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к ТКО;
- 7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к ТКО;
- 7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к ТКО.
Правила обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156[2]. Юридические лица, в деятельности которых, помимо отходов производства, образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, имеют право отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (статья 24.7 комментируемого закона).
Кроме того, статьей 13.4 комментируемого закона установлено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). В соответствии с пунктом 8 статьи 12 комментируемого закона, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р[3]. Данный механизм регулирования обращения с отходами направлен на стимулирование отрасли утилизации отходов, развитие которой является в целом приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами в соответствии со статьей 3 комментируемого закона. Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время возникают трудности при отнесении отдельных видов отходов к ТКО. Например, в жилых помещениях в процессе использования физическими лицами могут быть образованы батарейки (химические источники тока, которые относятся к 1 и 2 классам опасности). Ремонт жилого помещения может приводить к образованию строительных отходов. По этой причине возникают вопросы о том, относятся ли соответствующие отходы е ТКО.
[1] ЖКХ эксперт: экономика и право. 2019. № 2.
[2] Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» // СЗ РФ. 2016. № 47. Ст. 6640.
[3] СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5107.