Согласно общей теории права, критериями разделения права на отдельные отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Предметом правового регулирования является качественный однородный вид общественный вид отношений, которые регулируются соответствующей отраслью права, их своеобразие. Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод – на вопрос, как осуществляется это регулирование[1].
По мнению С.А. Боголюбова, сердцевиной регулируемых экологическим правом общественных отношений являются отношения в области взаимодействия общества, людей и природы. Они, безусловно, обладают спецификой – возникают, изменяются и прекращаются по поводу охраны и рационального использования природных ресурсов[2]. Несколько иного подхода придерживается М.М. Бринчук, по мнению которого, предметом экологического права являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды[3]. А.Ю. Винокуров полагает, что предметом экологического права являются регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности[4]. Тогда как О.Л. Дубовик считает, что предметом экологического права является экологически значимое поведение людей[5].
Таким образом, единого подхода к пониманию предмета экологического права до настоящего времени не сформировалось и этот вопрос остается дискуссионным. Однако с учетом приведенных позиций ученых можно отметить, что предметом экологического права, в наиболее общем понимании, выступают экологические правоотношения или общественные отношения, урегулированные нормами экологического права.
Участниками (или субъектами) экологических правоотношений являются: 1) органы государственной власти (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации); 2) органы местного самоуправления (которые не входят в систему органов государственной власти); 3) физические и юридические лица. Кроме того, в экологическом законодательстве, в качестве самостоятельных субъектов экологических правоотношений, часто обособленно выделяются общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды[6]. Это объясняется особым значением, которое имеют указанные организации в сфере охраны окружающей среды (например, проведение общественной экологическое экспертизы, осуществление общественного экологического контроля).
Проблема методов экологического права, как, впрочем, и других отраслей, в российской доктрине разработана крайне слабо[7]. При этом опираясь на подходы к методологии, разработанные в рамках общей теории права[8], метод экологического права можно рассматривать в качестве совокупности приемов и способов регламентирования общественных экологических отношений. Метод экологического права императивно-диспозитивный.
Наименование метода |
Императивный |
Диспозитивный |
Особенности регулирования |
регулирование поведения участников правоотношения с позиции власти и подчинения |
регулирование поведения участников правоотношений с позиции их равенства и автономии воли |
Сфера применения |
преобладает в публичных отраслях права |
преобладает в частных отраслях права |
Пример |
обязательность проведения экологической экспертизы при планировании хозяйственной и иной деятельности, которая может причинить вред окружающей среде. |
добровольное экологическое страхование. |
При императивном методе правового регулирования общественных отношений взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством[9]. В рамках императивного метода осуществляется регулирование поведения участников правоотношения с позиции власти и подчинения. Данный метод в большей степени характерен для публичных отраслей права. В качестве примера императивного метода правового регулирования общественных экологических отношений можно привести обязательность проведения экологической экспертизы при планировании хозяйственной и иной деятельности, которая может причинить вред окружающей среде.
Диспозитивный метод предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон[10]. В рамках диспозитивного метода осуществляется регулирование поведения участников правоотношений с позиции их равенства и автономии воли. Данный метод в большей степени характерен для частных отраслей права (в первую очередь для гражданского права). Примером диспозитивного метода правового регулирования общественных экологических отношений может быть добровольное экологическое страхование. Специфика эколого-правовой методологии заключается в особом сочетании указанных методов с преобладанием императивного метода правового регулирования.
Императивный и диспозитивный методы в определенных сочетаниях присущи всем[11] отраслям права и поэтому рассматриваются в качестве общих методов правового регулирования общественных отношений. При этом в эколого-правовой литературе выделяются также специальные методы правового регулирования, которые присущи только экологическому праву. Например, в литературе выделяется метод экологизации, который, по мнению В.В. Петрова является ведущим методом экологического права[12]. Как отмечает С.А. Боголюбов, метод экологизации можно рассматривать как проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения событиям и явлениям общественного бытия, как проникновение всемирной глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, как регулируемые в настоящее время, так и не регулируемые до сих пор правом[13].
Тогда как М.М. Бринчук выделяет также метод стимулирования, который заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства[14].
Методы правового регулирования следует отличать от методов науки экологического права. Среди них выделяются общенаучные и конкретно-социологические методы. Применительно к эколого-правовой науке помимо логического, исторического и иных общенаучных методов правильно ставится вопрос о влиянии естественно научных, но и специфических – экологических – методов. Иногда сложно разделить такие методы и основополагающие концепции, учения типа теории эволюции, ноосферы и проч.[15]
В научной литературе нередко возникают дискуссии по поводу самостоятельности экологического права как отрасли права. Интерес к этому вопросу во многом объясняется различными мнениями ученых. Например, О.И. Крассов, считает экологическое право самостоятельной[16], М.М. Бринчук комплексной[17], а О.Л. Дубовик, самостоятельной комплексной отраслью права[18]. При этом полагаем, что приведенные позиции ученых не всегда могут рассматриваться в качестве взаимоисключающих.
Самостоятельность экологического права как отрасли права обусловлена: 1) особым предметом правового регулирования, которым являются экологические правоотношения (или общественные отношения, урегулированные нормами экологического права); и 2) особым сочетанием методов правового регулирования общественных экологических отношений, основу которых, наряду с императивно-диспозитивным методом, составляют также методы экологизации и стимулирования. Тогда как комплексность отрасли экологического права объясняется тем, что в состав данной отрасли права (при широком подходе к пониманию экологического права[19]) входят природоохранное право, природоресурсное право и экологизированные нормы других отраслей права.
[1] Теория государства и права: учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2003.
[2] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 13.
[3] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 45.
[4] Винокуров А.Ю. Экологическое право: конспект лекций. М., 2008. С. 30.
[5] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 12.
[6] См., например, часть 1 статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
[7] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 36.
[8] «Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств» (Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 224); «Метод отраслевого правового регулирования (метод отрасли права) — это совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущих нормам права данной отрасли» (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1999. С. 437); «Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение» (Теория государства и права: учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2003).
[9] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 223.
[10] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1998. С. 222 - 223.
[11] Например, в научной литературе существуют исследования, посвященные диспозитивности в уголовном праве (Сумачев А.В. Диспозитивность в уголовном праве (теоретико-прикладной анализ): автореф. дис. … докт. юрид. наук). Екатеринбург. 2006).
[12] Петров В.В. Концепция экологического права как правовой общности науки и учебной дисциплины // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1987. № 5. С. 342.
[13] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 38. Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 19.
[14] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 61.
[15] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 35.
[16] Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М., 2008. С. 41-42.
[17] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. 84.
[18] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 12.
[19] См., например, Боголюбов С.А. О возможностях экологического права // Журнал российского права. 2000. № 11.
//= $post['text']; ?>