В ранее действующем Законе РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» предусматривались два вида зон: 1) зоны экологического бедствия; и 2) зоны чрезвычайной экологической ситуации.
Зонами экологического бедствия, согласно указанному закону объявлялись участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (часть 1 статьи 59 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»).
Тогда как зонами чрезвычайной экологической ситуации объявлялись участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных (часть 1 статьи 58 от 19.12.1991 № 2060-1 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).
Как отмечает С.А. Боголюбов, с начала 1990-х годов в законодательстве присутствует такая форма организационно-правового механизма охраны окружающей среды, как объявление территории зоной экологического бедствия или зоной чрезвычайной экологической ситуации, хотя принципиальных различий между ними с самого начала в законодательстве не просматривалось[1].
Схожей позиции придерживается М.М. Бринчук, по мнению которого принципиального различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бедствия закон не установил. В том и другом случае речь шла об участках территории с деградированной окружающей средой. Но применительно к зонам чрезвычайной экологической ситуации говорилось что это участки, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде. А зоны экологического бедствия сказано – это участки, где произошли глубокие необратимые изменения природной среды.
На практике же трудно определить характер изменений: являются ли они устойчивыми или глубокими, произошли или продолжают происходить. И поэтому при всей серьезности экологической ситуации во многих регионах страны институт экологически неблагополучных территорий на практике в России не действовал. Правда, другой причиной этому, очевидно, был дефицит финансовых средств, которые требовались бы на экологическую реабилитацию деградированной территории[2].
В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» предусмотрена глава VIII (зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций), в которой всего одна статья (статья 57 Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций). Таким образом, зоны экологического бедствия были в прежнем законе и остались они в действующем. Тогда как зоны чрезвычайной экологической ситуации были упразднены. Указанные зоны не следует путать с зонами чрезвычайной ситуации. Если предусматриваемые раннее зоны чрезвычайной экологической ситуации устанавливались в результате длительного негативного воздействия на окружающую среду, то зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренные действующим законодательством устанавливаются в результате внезапно произошедшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера[3].
Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» |
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» |
Особенности зон |
|
Зоны экологического бедствия |
да |
да |
Устанавливаются в результате длительного негативного воздействия на окружающую среду |
Зоны чрезвычайных экологических ситуаций |
да |
нет |
|
Зоны чрезвычайных ситуаций |
нет |
да |
Устанавливаются в результате внезапно произошедшей чрезвычайной ситуации |
Зоны экологического бедствия и чрезвычайной ситуации в научной литературе нередко обозначаются общим термином. Например, С.А. Боголюбов[4] называет такие зоны «зонами экологического неблагополучия», тогда как М.М. Бринчук в отношении указанных зон использует термин «экологически неблагополучные территории»[5].
В научной литературе предлагается совершенствование законодательства об указанных зонах. Например, А.П. Анисимов обосновал необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации и субъектов РФ о зонах экологического неблагополучия посредством внесения дополнений в ст. 7 ЗК РФ, которая должна предусматривать еще одну категорию земель в земельном фонде России - «земли экологического неблагополучия». Действующее законодательство включает в отдельную категорию земель лишь особо охраняемые территории и объекты, забывая о другой разновидности территорий с особым эколого-правовым статусом[6].
В числе основных федеральных законов, определяющих правовой режим зон экологического бедствия и зон чрезвычайной ситуации можно отнести следующие: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон «О безопасности»[7]; Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[8]; Федеральный закон «О пожарной безопасности»; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»[9]; Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Под правовым режимом экологически неблагополучной территории, М.М. Бринчук понимает совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса[10].
[1] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 382 - 383.
[2] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 576.
[3] Подробнее см.: Горбачев А.Н. Правовое регулирование оздоровления зон экологического неблагополучия: дис. ... канд. юрид. наук. М. 1999.
[4] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 382.
[5] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 560 – 590.
[6] Анисимов А.П. Теоретические основы правового режима земель поселений в Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов. 2004. С. 14 – 15.
[7] Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
[8] Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
[9] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
[10] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 577.
//= $post['text']; ?>