Принципы экологического права

Принципы экологического права

Согласно общей теории права, правовые принципы имеют самостоятельное регулирующее значение. Будучи своего рода сгустками правовой материи, они как бы направляют функционирование права, определяют линию судебной и иной юридической практики, помогают установить пробелы в праве, необходимость отмены устаревших и принятии новых юридических норм[1].

Соответствующие положения общей теории права развиваются в эколого-правовой литературе. Например, по мнению С.А. Боголюбова, ряд законоположений может рассматриваться в качестве принципов, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие начала, основные правила поведения. Принципы становятся каркасом, на котором зиждется, строится все здание права и осуществляется многогранная деятельность в области экологических отношений[2]. При этом, провозглашенные в законе принципы являются не только умозрительными постулатами, рекомендуемыми для изучения учебной дисциплины, но и служат ориентиром правоприменительной деятельности – административной, судебной, арбитражной практики[3].

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит двадцать три основных принципа охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду[4]. При этом О.Л. Дубовик делает акцент на том, что в основном акте федерального законодательства, регулирующего охрану окружающей среды, установлены принципы хозяйственной деятельности, а не охраны окружающей среды. Таким образом, приходится признать, что в головном акте российского законодательства об охране окружающей среды сформулированы исходные положения, которые по сути таковыми не являются. Отсюда вывод: следует обращаться к доктрине отечественного экологического права[5].

Как отмечает С.А. Боголюбов, вместо полудюжины принципов прежнего Закона их стало более двадцати (ст. 3). А ведь это - основополагающие начала, фундамент регулирования. Сколько их должно быть - никто не скажет и не обоснует теоретически. На мой взгляд, многовато, хотя тут немало зависит от вкуса и субъективизма составителей и комментаторов: некоторые принципы можно объединить в один, другие, наоборот, расщепить, разбить на несколько, - важно, чтобы они были понятны, применимы и использовались в административной и судебной практике[6].

Природоресурсные законы также базируются на принципах. Например, в ЗК РФ предусмотрено девять принципов земельного законодательства, в ВК РФ одиннадцать принципов водного законодательства в ЛК РФ предусмотрено двенадцать принципов лесного законодательства.


[1] Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Том 2: Специальные вопросы правоведения (Структура советского права). М., 2010. С. 79.

[2] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 42.

[3] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 45.

[4] «1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; 4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 5) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 7) независимость государственного экологического надзора; 8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; 9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 10) обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; 11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; 14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; 15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; 16) сохранение биологического разнообразия; 17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; 18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; 19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; 20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; 23) международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды» (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

[5] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 40.

[6] Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Журнал российского права. 2002. № 6.

Оглавление

Просмотров: 486