Согласно общей теории права, правовые принципы имеют самостоятельное регулирующее значение. Будучи своего рода сгустками правовой материи, они как бы направляют функционирование права, определяют линию судебной и иной юридической практики, помогают установить пробелы в праве, необходимость отмены устаревших и принятии новых юридических норм[1].
Соответствующие положения общей теории права развиваются в эколого-правовой литературе. Например, по мнению С.А. Боголюбова, ряд законоположений может рассматриваться в качестве принципов, под которыми понимаются общие исходные идеи, руководящие начала, основные правила поведения. Принципы становятся каркасом, на котором зиждется, строится все здание права и осуществляется многогранная деятельность в области экологических отношений[2]. При этом, провозглашенные в законе принципы являются не только умозрительными постулатами, рекомендуемыми для изучения учебной дисциплины, но и служат ориентиром правоприменительной деятельности – административной, судебной, арбитражной практики[3].
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит двадцать три основных принципа охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду[4]. При этом О.Л. Дубовик делает акцент на том, что в основном акте федерального законодательства, регулирующего охрану окружающей среды, установлены принципы хозяйственной деятельности, а не охраны окружающей среды. Таким образом, приходится признать, что в головном акте российского законодательства об охране окружающей среды сформулированы исходные положения, которые по сути таковыми не являются. Отсюда вывод: следует обращаться к доктрине отечественного экологического права[5].
Как отмечает С.А. Боголюбов, вместо полудюжины принципов прежнего Закона их стало более двадцати (ст. 3). А ведь это - основополагающие начала, фундамент регулирования. Сколько их должно быть - никто не скажет и не обоснует теоретически. На мой взгляд, многовато, хотя тут немало зависит от вкуса и субъективизма составителей и комментаторов: некоторые принципы можно объединить в один, другие, наоборот, расщепить, разбить на несколько, - важно, чтобы они были понятны, применимы и использовались в административной и судебной практике[6].
Природоресурсные законы также базируются на принципах. Например, в ЗК РФ предусмотрено девять принципов земельного законодательства, в ВК РФ одиннадцать принципов водного законодательства в ЛК РФ предусмотрено двенадцать принципов лесного законодательства.
[1] Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Том 2: Специальные вопросы правоведения (Структура советского права). М., 2010. С. 79.
[2] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 42.
[3] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 45.
[4] «1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; 4) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 5) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 6) платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 7) независимость государственного экологического надзора; 8) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; 9) обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 10) обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; 11) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 12) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; 14) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; 15) обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; 16) сохранение биологического разнообразия; 17) обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; 18) запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; 19) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; 20) ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 21) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 22) участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; 23) международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды» (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
[5] Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 40.
[6] Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Журнал российского права. 2002. № 6.
//= $post['text']; ?>