Под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»[1]). Однако, как отмечает М.М. Бринчук, содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы. Оно шире[2]. Схожей позиции придерживается Е.В. Марьин, по мнению которого, экологический аудит, как специфическая система экономического обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, выходит за рамки обычного понимания «аудита» и представляет собой особый, признанный во всем мире инструмент регулирования предпринимательской деятельности[3].
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», экологический аудит - это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Как отмечает И.Г. Иутин, сегодня практически всеми учеными и практиками, занимающимися проблемами экологического аудита, выделяется проблема отсутствия правовой базы экологического аудита. На федеральном уровне вопросы экологического аудита почти не урегулированы. Так, в статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» дается только понятие экологического аудита. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» к числу прав государственного инспектора по охране природы относит право в «установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности» (статья 27). Однако ни законы, ни подзаконные акты «установленного порядка» не определяют.
Как следует из определения экологического аудита, данного в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», к основным принципам экологического аудита следует отнести принципы независимости, комплексности, документированности. Кроме этого, важными для экоаудиторской деятельности являются принципы конфиденциальности и ответственности[4].
Как отмечает Е.В. Марьин, законодательно экологический аудит предусмотрен, а порядок его реализации - нет, хотя со вступлением России в ВТО такие попытки делаются. Речь идет о введении в законодательную базу Российской Федерации стандартов серии ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента»[5].
В литературе предлагаются следующие классификации экологического аудита:
-
В зависимости от субъекта, проводящего аудит и предмета аудиторской проверки экологический аудит подразделяется на внутренний и внешний.
-
В зависимости от мотивации проведения экологический аудит подразделяется на добровольный и обязательный.
-
В зависимости от производственной деятельности хозяйствующего субъекта экологический аудит подразделяется на управленческий экологический аудит, или аудит в системе экологического менеджмента, экологический аудит при оценке экологической безопасности промышленных производств и хозяйственных систем, экологический аудит цикла обращения отходов производства и потребления, экологический аудит природоохранных мероприятий, платежей и технологий.
-
В зависимости от юридически значимых действий экологический аудит подразделяется на экологический аудит при приватизации, экологический аудит при смене прав собственника, экологический аудит при процедуре банкротства, страховой и инвестиционный экологический аудит.
-
В зависимости от вида природных объектов экологический аудит подразделяется на экологический аудит территории, аудит недропользования, водохозяйственный экологический аудит[6].
[1] Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 05.01.2009 № 1. Ст. 15.
[2] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 322.
[3] Марьин Е.В. Правовые проблемы экологического аудита в России // Экологическое право. 2008. № 1.
[4] Иутин И.Г. Экологический аудит: роль, сущность и вопросы, требующие правового регулирования // Журнал российского права. 2008. № 2.
[5] Марьин Е.В. Правовые проблемы экологического аудита в России // Экологическое право. 2008. № 1.
[6] Кичигин Н.В., Марьин Е.В. Правовое регулирование экологического аудита: научно-практическое пособие. М., 2010. С. 17.
//= $post['text']; ?>