Федеральное законодательство, как источник экологического права

Федеральное законодательство, как источник экологического права

/

Как отмечает С.А. Боголюбов, экологическое право состоит из природоохранного права, природоресурсного права и экологизированных норм других отраслей права1. В числе природоохранных федеральных законов можно выделить: Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральный закон «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»2; Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»3; Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»4; Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»5.

В числе природоресурсных федеральных законов можно отметить: ЗК РФ; Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; ЛК РФ; Закон Российской Федерации «О недрах»; Федеральный закон «О животном мире»; Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»6.

В числе экологизированных норм других отраслей права можно отметить: экологизированные нормы КоАП РФ. В главе 8 КоАП РФ предусматривается ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; экологизированные нормы УК РФ. Главой 26 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за экологические преступления.

В числе указов Президента Российской Федерации, являющихся источниками экологического права можно отнести: Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»7; Указ Президента Российской Федерации от 20.04.1995 № 389 «О дополнительных мерах по усилению контроля за выполнением требований экологической безопасности при переработке отработавшего ядерного топлива»8; Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»9.

В числе постановлений Правительства Российской Федерации, являющихся источниками экологического права можно отметить: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»10; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 № 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду»11; Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 № 1410 «О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении»12.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (пункт 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации13).

В числе ведомственных нормативных правовых актов, являющихся источниками экологического права можно отметить: Приказ Минприроды России от 12.05.2014 № 205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы»14; Приказ Минприроды России от 24.03.2009 № 70 «О создании единой информационно-аналитической системы данных о состоянии окружающей среды и Подсистемы проектного управления и контроля Минприроды России»15; Приказ Минприроды России от 05.03.2010 № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал»16.


  1. Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 13. 

  2. Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713. 

  3. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009. 

  4. Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2105. 

  5. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3. 

  6. Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273. 

  7. Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2672. 

  8. Указ Президента Российской Федерации от 20.04.1995 № 389 «О дополнительных мерах по усилению контроля за выполнением требований экологической безопасности при переработке отработавшего ядерного топлива» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1512. 

  9. Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Российская газета от 09.02.1994 (№ 26). 

  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» // СЗ РФ. 2013. № 33. Ст. 4383. 

  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 № 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду» // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 964. 

  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 № 1410 «О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении» // СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6406. 

  13. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895. 

  14. Приказ Минприроды России от 12.05.2014 № 205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы» // Российская газета от 04.07.2014 (№ 148). 

  15. Приказ Минприроды России от 24.03.2009 № 70 «О создании единой информационно-аналитической системы данных о состоянии окружающей среды и Подсистемы проектного управления и контроля Минприроды России» // Официальный сайт Минприроды России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru. 

  16. Приказ Минприроды России от 05.03.2010 № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал» // БНА ФОИВ. 2010. № 26. 

Оглавление