Как отмечает С.А. Боголюбов, нормирование качества окружающей среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности[1].
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», нормативами качества окружающей среды являются нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. При этом благоприятной признается такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды.
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение (статья 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в формах нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических и биологических веществ (ПДК) и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на окружающую среду (ПДУ)[2].
В качестве примера нормативов ПДК, можно привести нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, которые утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации[3]. Указанными нормативами, в том числе, предусматриваются предельно допустимые среднесуточные концентрации аммиака (0,04 мг/м3), ртути (0,0003 мг/м3), свинца и его соединений (0,0003 мг/м3), оксида углерода (3 мг/м3), диоксид азота (0,04 мг/м3).
В качестве примера нормативов ПДУ, можно привести нормативы предельно допустимых уровней звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности в дБА (см. таблицу)[4].
Категория напряженности трудового процесса |
Категория тяжести трудового процесса |
||||
Легкая физическая нагрузка |
Средняя физическая нагрузка |
Тяжелый труд 1 степени |
Тяжелый труд 2 степени |
Тяжелый труд 3 степени |
|
Напряженность легкой степени |
80 |
80 |
75 |
75 |
75 |
Напряженность средней степени |
70 |
70 |
65 |
65 |
65 |
Напряженный труд 1 степени |
60 |
60 |
- |
- |
- |
Напряженный труд 2 степени |
50 |
50 |
- |
- |
- |
Как отмечает Н.И. Хлуденева, с момента принятия в 2002 г. Закона об охране окружающей среды, полноценная система нормирования качества окружающей среды на основе специальных экологических нормативов не сформировалась. Это, в свою очередь, привело к тому, что в процессе установления нормативов воздействия на окружающую среду учитываются в большей степени нормативы, разработанные не для целей охраны окружающей среды, а для иных целей (например, для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения)[5].
[1] Экологическое право: учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М. 2010. С. 66.
[2] Подробнее см.: Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 230 – 234; Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 345-350; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 68.
[3] Раздел II «ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21.05.2003, введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114 «О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03» // Российская газета от 20.06.2003 (№ 119/1).
[4] Раздел 5 «СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 № 36 // Экологический вестник России. 2001. № 2).
[5] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 117.
//= $post['text']; ?>