В научной литературе[1] выделяются следующие источники экологической информации: законы и иные нормативные правовые акты; государственный статистический учет и отчетность; мониторинг окружающей среды; государственные кадастры и реестры природных ресурсов; регистры и реестры веществ объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость; экологическая документация предприятий; Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации»; отчеты и иные данные, имеющиеся в государственных и общественных организациях; сообщения средств массовой информации.
Государственный статистический учет и отчетность в области охраны окружающей среды осуществляет управление статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды, которое является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики (Росстата)[2].
В числе государственных кадастров и реестров природных ресурсов можно выделить: государственный кадастр недвижимости; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственный кадастр объектов животного мира; государственный рыбохозяйственный реестр; государственный кадастр особо охраняемых природных территорий; государственный лесной реестр; государственный водный реестр; государственный кадастр отходов; красная книга Российской Федерации[3].
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных[4] (статья 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды; хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды; анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений; обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы: государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; государственного мониторинга атмосферного воздуха; государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации; государственного мониторинга земель; государственного мониторинга объектов животного мира; государственного лесопатологического мониторинга; государственного мониторинга состояния недр; государственного мониторинга водных объектов; государственного мониторинга водных биологических ресурсов; государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации; государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации; государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал; государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (статья 63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В числе регистров и реестров веществ объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость в научной литературе выделяются: Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ; Российский регистр гидротехнических сооружений; Государственный реестр опасных производственных объектов; Государственный реестр объектов размещения отходов[5].
К экологической документации предприятий относятся: экологический паспорт природопользователя; радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий; декларация безопасности промышленного объекта.
Экологический паспорт природопользователя – это документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов[6].
Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий являются основными документами, характеризующими радиационную безопасность организаций и территорий[7]. Радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, сопряженной с другими системами наблюдения за ионизирующим излучением[8].
Разработка декларации промышленной безопасности предполагает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте[9].
Представляет собой документированный систематизированный свод аналитической информации о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, о происходящих в них процессах, явлениях, результатах оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов.
Подготавливается в целях обеспечения реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических лиц и физических лиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий[10]. Подготовку и распространение организует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)[11].
[1] См., например, Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 215 – 228; Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 213 – 216; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 62 - 66.
[2] См. Положение об Управлении статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Федеральной службы государственной статистики (Приложение № 7 к приказу Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2011 № 533 // Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/CA/sx_upr.doc).
[3] См. подробнее: Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 221 – 223; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 63 - 64.
[4] См. подробнее: Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 217 - 221; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 64.
[5] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 64 - 65.
[6] ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.09.2000 № 218-ст // ИПК Издательство стандартов. М., 2001.).
[7] Пункт 2.2 порядка заполнения и ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (Утвержден Заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30.12.1997. № МУ-177-112 // Система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=323780).
[8] Пункт 2 порядка разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.1997 № 93).
[9] Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
[10] Пункты 2 и 3 положения о подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 966 // СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5448.).
[11] Пункт 5.3 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»).
//= $post['text']; ?>