Правовое регулирование экологического нормирования

Правовое регулирование экологического нормирования

По мнению М.М. Бринчука, под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства[1]. Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие. По мнению М.В. Пономарева, экологические нормативы представляют собой критерии качества окружающей среды и ограничения негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, несоблюдение которых влечет применение мер юридического воздействия со стороны уполномоченных государственных органов[2].

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. При этом М.М. Бринчук, в систему экологических нормативов, наряду с нормативами качества окружающей среды и нормативами предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду включает также нормативы допустимого изъятия природных ресурсов[3].

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В числе постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих общественные отношения по поводу экологического нормирования можно выделить следующие: постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»[4], постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»[5].

По мнению И.О. Красновой, все нормативы по действующему законодательству устанавливаются дифференцированно по отношению к каждой природной среде - атмосферному воздуху, водам, почвам. Дифференцированный подход по своему смыслу, да и на практике не решает проблемы снижения загрязнения окружающей среды в целом, так как не содержит механизма предупреждения перемещения загрязняющих веществ из одной природной среды в другую. Даже Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не решает такой задачи, хотя и призван обеспечить интегрированный подход к регулированию воздействий на окружающую среду в целом[6].

Статьей 20 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливаются требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Согласно указанной статье, разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя: проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды; проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке; установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды; осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды; формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды; оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.


[1] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 229.

[2] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 68.

[3] Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2010. С. 230.

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4088.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» // СЗ РФ. 2000. № 11. Ст. 1180.

[6] Краснова И.О. Развитие института экологического нормирования и кодификация законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. 2010. № 6. С. 24 - 28.

Оглавление

Просмотров: 419