Правовой режим экологической информации

Правовой режим экологической информации

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует определение понятия «экологическая информация». Однако в пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации)[1] предусматривается общее определение понятия «информация», под которой понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Определение понятия «экологическая информация» в Законе об информации не содержится, равно, как и отсутствует оно в иных нормативных правовых актах. Полагаем, что для уяснения содержания понятия «экологической информации» большое значение имеет определение, предлагаемое в науке экологического права. Определение понятия «экологическая информация» предлагается в научной литературе. По мнению Г.В. Выпхановой, экологическая информация – это любые сведения (сообщения, данные о состоянии окружающей среды и ее компонентов, их изменении под влиянием негативной хозяйственной и иной деятельности, источниках такой деятельности, принимаемых мерах и др.) независимо от формы представления, характеризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы, необходимые для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также имеющие значение (являющиеся значимыми) для обеспечения общественных, личных и государственных экологических интересов и потребностей, осуществления и защиты экологических прав граждан и юридических лиц[2].

Определение понятий «экологическая информация» содержится в Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды[3]. Указанную конвенцию по месту принятия называют Орхусской конвенцией. Согласно указанной Конвенции, экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о: а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами; b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды; с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды (часть 3 статьи 2 Орхусской конвенции). По мнению М.В. Пономарева, исходя из данного определения, фактически представляющего перечень экологически значимых сведений, включаемых в состав данного понятия, можно сделать вывод о том, что понятие «экологическая информация» по своему содержанию значительно шире используемого в российском законодательстве понятия «информация о состоянии окружающей среды»[4].

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Приведенное положение Конституции Российской Федерации уточняется в пункте 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которому, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В числе основных принципов охраны окружающей среды предусмотрен принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе относится обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды (статья 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Тогда как к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе относится участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации (статья 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В числе прав граждан в области охраны окружающей среды предусмотрено право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране (пункт 2 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Тогда как общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (пункт 1 статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации). При этом к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен доступ (пункт 2 части 4 статьи 8 Закона об информации). Согласно статье 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»[5], не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, сельского хозяйства; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических); о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами (в том числе в сферах охраны окружающей среды и рационального природопользования).

При этом должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Например, статья 5.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за отказ в предоставлении информации. Согласно указанной статье, неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 КоАП РФ[6], - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие или искажение экологической информации. Согласно указанной статье, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 140 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации. Согласно указанной статье, неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет. Статьей 237 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Согласно указанной статье, сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом, по мнению С.А. Боголюбова, уповать на ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации» и ст. 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» не приходится в виду современной индифферентности общества к подобным явлениям, практического отсутствия таких уголовных дел, добиться возбуждения которых в области экологии еще труднее, чем административных дел[7].


[1] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3448.

[2] Выпханова Г.В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 14.

[3] Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (г. Орхус, Дания, 25.06.1998). [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=67

[4] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 58 - 59.

[5] Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.

[6] «Статья 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.» (статья 7.23.1 КоАП РФ).

[7] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 415.

Оглавление

Просмотров: 462