Правовой режим зон экологического бедствия

Правовой режим зон экологического бедствия

Порядок установления зон экологического бедствия

Зоны экологического бедствия являются «другой стороной медали» особого эколого-правового статуса территорий. В отличие от «позитивного режима» ООПТ, устанавливаемого для уникальных и редких природных объектов и комплексов, нуждающихся в сохранении в естественном виде, у зон экологического бедствия «негативный» правовой режим, вызванный необходимостью скорейшего восстановления деградированных экологических систем[1].

Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия[2]. При этом, как отмечает С.А. Боголюбов, законопроект о зонах экологического бедствия подготовлен и обсуждается в Государственной Думе Федерального собрания РФ в продолжение десятка лет, но систематически получает отрицательное заключение Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в формировании государственного бюджета[3].

В настоящее время подготовлен проект федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории»[4]. В соответствии с указанным проектом мы рассмотрим: понятие «зона экологического бедствия»; порядок придания территории статуса зоны экологического бедствия; границы зоны экологического бедствия; особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны экологического бедствия; порядок снятия с территории статуса зоны экологического бедствия.

Согласно указанному проекту федерального закона, зона экологического бедствия представляет собой территорию с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате длительного и интенсивного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и которой в установленном порядке присвоен статус зоны экологического бедствия[5].

Основаниями для инициирования объявления территории зоной экологического бедствия являются: 1) неблагоприятное состояние окружающей среды, вызвавшее возникновение реальной угрозы здоровью людей, проявившееся в увеличении уровня заболеваемости населения и деградации экологических систем и соответствующее критериям экологического бедствия; а также 2) инициирование объявления территории зоной экологического бедствия производится при невозможности устранения негативных изменений без помощи со стороны государства[6].

Порядок придания территории статуса зоны экологического бедствия

Инициатор постановки вопроса о придании территории статуса зоны экологического бедствия обращается в орган местного самоуправления и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявлением о необходимости придания территории статуса зоны экологического бедствия и представляет материалы о состоянии окружающей среды и здоровья населения, подтверждающие необходимость придания территории статуса зоны экологического бедствия.

Орган местного самоуправления и (или) орган государственной власти субъекта Российской Федерации при установлении обоснованности придания территории статуса зоны экологического бедствия подготавливает и представляет на государственную экологическую экспертизу следующие материалы: материалы, обосновывающие необходимость придания территории статуса зоны экологического бедствия, включая материалы комплексной оценки состояния окружающей среды и здоровья населения; проект федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия; материалы обсуждения с населением и общественными организациями разработанных документов.

Состав, содержание и порядок подготовки материалов, обосновывающих придание территории статуса зоны экологического бедствия, определяются Правительством Российской Федерации.

Указанные материалы, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, направляются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области экологической экспертизы, в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области разработки и реализации государственной социально - экономической политики, для рассмотрения их в установленном порядке и внесения в Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации на основании представленных материалов, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, в срок не более трех месяцев придает указанной территории статус зоны экологического бедствия и утверждает федеральную целевую программу по выводу территории из состояния экологического бедствия или принимает решение об отказе в придании территории статуса зоны экологического бедствия.

Решение об отказе в придании территории статуса зоны экологического бедствия должно быть аргументировано и доведено до инициатора объявления территории зоной экологического бедствия, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления и может быть обжаловано в судебном порядке[7].

Границы зоны экологического бедствия

Границы зоны экологического бедствия устанавливаются по границе наименьшей административно - территориальной единицы или установленных границ хозяйственных объектов и комплексов, в пределах которых характеристики состояния окружающей среды и здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия территорий.

Границы зоны экологического бедствия устанавливается с целью организации и координации работ по выводу территории из состояния экологического бедствия и управления реализацией мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой по восстановлению окружающей среды на территории зоны экологического бедствия[8].

Особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны экологического бедствия

На территории зон экологического бедствия ограничивается, приостанавливается или запрещается хозяйственная и иная деятельность, ухудшающая состояние здоровья населения и окружающей среды, а также использование природных ресурсов.

Основанием для ограничения, приостановления или запрещения хозяйственной и иной деятельности является систематическое нарушение природоохранного законодательства, подтвержденное результатами государственного экологического контроля и экологического аудита.

На территории зоны экологического бедствия разрешается строительство новых объектов, деятельность которых обеспечит снижение загрязнения окружающей среды, а также объектов, обеспечивающих социальные потребности населения, проживающего на территории зоны.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в зонах экологического бедствия осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации в Российской Федерации.

При приватизации государственной и муниципальной собственности в зонах экологического бедствия предусматриваются условия, обеспечивающие переход к новому собственнику обязанностей по восстановлению нарушенных объектов окружающей среды и выполнение мероприятий федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия[9].

Порядок снятия с территории статуса зоны экологического бедствия

Инициаторы снятия с территории статуса зоны экологического бедствия[10] подготавливают материалы, подтверждающие выполнение федеральной целевой программы по выводу территории из состояния экологического бедствия, базирующиеся на данных государственного экологического и социально - гигиенического мониторингов, а также экологического аудита, осуществляемых в соответствии с федеральным законом «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории». Подготовленные материалы направляются федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области охраны окружающей среды, органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Состав, содержание и порядок подготовки материалов определяются Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области охраны окружающей среды, направляет представление о снятии с территории статуса зоны экологического бедствия в Правительство Российской Федерации. Решение о снятии с территории статуса зоны экологического бедствия принимает Правительство Российской Федерации[11].

При этом, как отмечает Н.В. Кичигин, до принятия федерального закона о зонах экологического бедствия критически загрязненные территории не смогут быть объявлены по этой причине зонами экологического бедствия. До настоящего момента ни одной территории в Российской Федерации официально не был присвоен указанный статус[12].

По мнению С.А. Боголюбова, не исключая из законодательства возможности объявления некоторых территорий с критическим состоянием окружающей среды зонами экологического бедствия, сохраняя эту категорию – этот институт экологического права и организационно-правового механизма охраны окружающей среды, следует переходить к заблаговременным мерам предупреждения деградации окружающей среды, которые, как правило, можно и нужно предвидеть, прогнозировать и осуществлять, причем не только на федеральном, но и на региональном, муниципальном уровнях с соответствующими экономическими, организационными и правовыми путями выхода из объявленных зон экологического неблагополучия[13].


[1] Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Экологическое право России: учебник для бакалавров. М. 2012. С. 432.

[2] Пункт 1 статьи 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

[3] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 383.

[4] Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru

[5] Абзац второй статьи 1 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[6] Статья 10 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[7] Статья 13 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[8] Статья 12 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[9] Статья 19 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[10] Инициаторами постановки вопроса о снятии с территории статуса зоны экологического бедствия могут быть: органы местного самоуправления; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и его территориальные подразделения; общественные организации (статья 13 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.)

[11] Статья 29 проекта федерального закона № 115008-3 «О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории» // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru.

[12] Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Хлуденева Н.И. Экологическое право: конспект лекций. М., 2009. С. 184.

[13] Институты экологического права / Рук. авт. кол., отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 2010. С. 394.

Оглавление

Просмотров: 491